Освоение морского сегмента азотных станций как часть стратегии по импортозамещению
УДК 621.515
И.В. Ворошилов (ООО «Краснодарский компрессорный завод»)
В.В. Грицай (ООО «Новая сервисная компания»)
Д.Н. Копачев (ООО «Краснодарский компрессорный завод»)
Д.С. Лопатин, С.А. Шашерина (ООО «Новая сервисная компания»)
В статье освещаются особенности разработки импортозамещающего оборудования для строящихся и планируемых к постройке гражданских судов большого тоннажа. Описан опыт ООО «Краснодарский компрессорный завод» в проектировании азотных станций для нефтяных танкеров, газовозов, многофункциональных судов ледового класса, плавучих баз комплексного обеспечения буровых работ (ПБКОБР) и прочих, в том числе научно-исследовательских судов, а также меры, которые принимаются для замены импортных азотных станций на отечественные аналоги. Затрагиваются возможные экономические последствия такой замены. Приведены сравнительный анализ основных технических характеристик различных типов азотных станций, а также сравнение преимуществ и недостатков технологий получения азота.
Ключевые слова: азотная компрессорная станция, генератор азота, газоразделительная мембрана.
Development of nitrogen stations as part of import substitution strategy at marine segment.
I.V. Voroshilov (“Krasnodarsky Kompressorny Zavod” Limited Liability Company, Dinskaya Stanitsa);
V.V. Gritsay (“New Service Company” Limited Liability Company);
D.N. Kopachev (“Krasnodarsky Kompressorny Zavod” Limited Liability Company, Dinskaya Stanitsa);
D.S.Lopatin,S.A. Shasherina (“New Service Company” Limited Liability Company)
The article describes the peculiarities of development of import-substitution equipment for civil vessels under construction and planned for construction of large tonnage. Experience of «Krasnodar Compressor Plant» LLC in engineering nitrogen stations for oil tankers, gas carriers, multi-functional ice class vessels, floating bases of complex provision of drilling operations and others, including research vessels, as well as measures taken to replace imported nitrogen stations with domestic counterparts. Possible economic consequences of such substitution are raised. A comparative analysis of the main technical characteristics of different types of nitrogen stations and a comparison of the advantages and disadvantages of nitrogen production technologies are given.
Keywords: nitrogen compressor station, nitrogen generator, gas separation membrane
В связи с нарастающим санкционным давлением и целью правительства Российской Федерации по достижению полного импортозамещения в судовой отрасли, возникла острая необходимость в разработке и постановке на производство азотных станций, входящих в состав судового комплектующего оборудования [1].
Импортозамещение является важной задачей для развития российской экономики. При наличии базовых компетенций технологического «ноу-хау» и соответствующих инвестиций, Россия может существенно сократить импорт и начать производство азотных станций на местных предприятиях.
Такой подход позволит не только укрепить отечественное производство и создать рабочие места, но и повысить безопасность гражданских судов. Более того, оборудование, разработанное в России и для Российских судов будет лучше интегрировано в общую производственную экосистему, как по части интеграции в проекты, так и по дальнейшей эксплуатации и обслуживанию.
Таким образом, импортозамещение азотных станций для гражданских судов – это важное направление для развития российской экономики. При наличии государственной поддержки, новые производственные предприятия могут появиться в России и укрепить экономическую безопасность страны.
Одной из главных проблем является нехватка финансовых ресурсов. Для успешной реализации комплексных проектов необходимы значительные инвестиции, однако, не все предприятия могут позволить себе выделить достаточное количество денежных средств. Кроме того, в ряде случаев, реализация таких проектов связана с длительным периодом окупаемости, что также может отталкивать инвесторов.
В статье Гненного О. «Об импортозамещении: «Производители оборудования пользуются моментом, принимают условия и хотят развиваться», руководитель центра импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования АО «ЦНИИ «Курс» Стоянов Д.О. отметил, что основными препятствиями к успешной реализации процесса импортозамещения являются следующие факторы:
- Неосведомлённость верфей и КБ о производственных возможностях отечественных предприятий по производству судового оборудования.
- Нежелание российских производителей вкладывать собственные средства в разработку новых комплектующих для отечественного оборудования и новых сложных проектов.
- Разобщённость производителей.
В статье также отмечена существенная проблема, препятствующая локализации. Она заключается в отсутствии таможенных пошлин на готовый продукт для иностранных производителей, в то время как пошлины на комплектующие для производственной сборки завышены порой до 15%. Безусловно, такой перекос негативно сказывается на рынке отечественной продукции.
Что касается иностранных партнёров, здесь тоже остро стоит вопрос локализации. Многие компании не понимают условий российского рынка [2– 3].
Российским производителям необходима законодательная и финансовая поддержка и одним из важнейших инструментов является Постановление Правительства Российской Федерации № 1872 “Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования” от 20 октября 2022 г.
ООО «Краснодарский компрессорный завод» (ООО «ККЗ») обладает необходимыми потенциалом для выполнения самых сложных проектов в области разработки, производства и поставки азотных станций, в настоящее время практически все используемые судовые азотные станции произведены за рубежом и по большей части в недружественных странах, что стало основой для реализации инновационных проектов по разработке и постановке на серийное производство азотных станций как судового комплектующего оборудования в рамках Постановления Правительства РФ № 1872 в соответствии со следующими техническими требованиями [4]:
- мембранный генератор азота с собственным компрессором производительностью 50 Нм3/ч, чистотой азота не менее 95%, точкой росы не выше -50о С для арктических танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. тонн (Проект 125), крупнотоннажных нефтяных танкеров дедвейтом 114 тыс. тонн типа Aframax, танкеров MR-класса дедвейтом 51 тыс. тонн (рисунок 1, 2, 3);
Рисунок 1 – Танкер типа "Афрамакс"
Рисунок 2 – Арктические танкеры-челноки проекта 125
Рисунок 3 – Танкеры MR-класса
- мембранный генератор азота с собственным компрессором производительностью не менее 140 Нм3/ч, чистотой азота не менее 97%, точкой росы не выше -70о С для танкеров-газовозов ледового класса (Проект 129) (рисунок 4);
Рисунок 4 – газовоз класса «Ямалмакс»
- мембранный генератор азота с собственным компрессором, чистотой азота не менее 97%, точкой росы не выше -55о С для перспективных судов снабжения усиленного ледового класса МФЛС (Проект 23650) (рисунок 5);
Рисунок 5 – Макет многофункционального ледокольного судна снабжения (МФЛС)
- мембранный генератор азота с собственным компрессором производительностью не менее 18 Нм3/ч, чистотой азота не менее 99%, точкой росы не выше -55оС для плавучих баз комплексного обеспечения шельфовых работ (рисунок 6).
Рисунок 6 – Макет плавучей базы комплексного обеспечения буровых работ (ПБКОБР)
Разрабатываемые ООО «ККЗ» станции по производству азота могут применяться как на эксплуатируемых, на проектируемых так и на строящихся судах. Ниже представлены результаты анализа потребности в азотных станциях для российских судов [5].
Российские танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов, а таже нефтехимовозы
Таблица 1
Нефтеналивные танкеры и танкеры для транспортировки нефтепродуктов |
|
Класс грузоподъемности |
Количество |
ULCC (свыше 320000 Т) |
1 |
VLCC (160000– 320000 Т) |
0 |
LR2 (80000 – 159999 Т) |
13 |
Класс грузоподъемности LR1 (45000 – 79999 Т) |
6 |
Класс грузоподъемности MR (25000 – 44999 Т) |
8 |
GP (16500 – 24999 Т) |
8 |
GP (6000 – 16499 Т) |
81 |
Менее 6000 тонн грузоподъемности |
241 |
Общее количество 358 судов |
|
Нефтехимовозы |
|
Класс грузоподъемности |
Количество |
ULCC (свыше 320000 Т) |
0 |
VLCC (160000– 320000 Т) |
0 |
LR2 (80000 – 159999 Т) |
0 |
Класс грузоподъемности LR1 (45000 – 79999 Т) |
4 |
Класс грузоподъемности MR (25000 – 44999 Т) |
4 |
GP (16500 – 24999 Т) |
7 |
GP (6000 – 16499 Т) |
75 |
Менее 6000 тонн грузоподъемности |
77 |
Общее количество 167 судов |
Все генераторы азота на данных судах сегодня иностранного производства и по истечении их эксплуатационных ресурсов они потребуют ремонта либо полной замены, без их запасных частей и сервиса дальнейшая работа генераторов невозможна. А так как страна взяла курс на импортозамещение судовладельцам важно сотрудничать с отечественными компаниями или искать поставщиков среди дружественных России государств.
В рамках проектов по постройке судов также возникнет необходимость в поставке генераторов азота, прогноз потребности в генераторах азота представлены в таблице 2.
Прогноз потребности в генераторах азота Таблица 2
Проект судна |
Прогноз потребности |
Газовоз «Ямалмакс», проект 129 |
30 |
Танкер Aframax |
24 |
Арктический танкер-челнок 120 тыс.т |
20 |
Танкеры MR-класса |
6 |
МФЛС (для системы заправки вертолета) |
4 |
МФЛС (для бурового оборудования) |
4 |
ПБКОБР |
Нет данных |
ИТОГО |
64 |
Азот в роли инертного газа находит широкое применение в промышленности, в т.ч. нефтегазовой, поскольку является наиболее чистым от механических примесей и выгодным экономически.
Благодаря своим инертным свойствам, азот позволяет выполнять задачи, в которых особенно важны пожаро- и взрывобезопасность, а также препятствие возникновению коррозии. Это достигается путем сведения к минимуму вероятности воспламенения при возникновении искры, электростатических разрядов, электрической дуги и прочих факторов.
Существует несколько технологий получения азота:
- Мембранный метод,
- Криогенная технология,
- Метод короткоцикловой адсорбции.
Сравнительный анализ основных технических характеристик различных типов установок представлены на рисунке 7:
Рисунок 7 – Сравнительный анализ технических характеристик технологий получения азота
Сравнение преимуществ и недостатков технологий приведено в таблице 3.
Сравнение технологий Таблица 3.
Метод |
Преимущества |
Недостатки |
Мембранный |
|
|
Адсорбция |
1.Возможность получать азот высокой чистоты (до 99,995%). 2.Возможность получения азота разной чистоты без экономических потерь при снижении чистоты азота. 3.Возможность регенерации элементов адсорбции и продление данным действием срок службы установки. |
|
Криогенный |
|
|
На основе вышеизложенного анализа можно сделать вывод, что наиболее надежным и недорогим способом получения азота в технических объемах является использование установки на основе газоразделения мембранным методом.
Исходя из обширного опыта ООО «ККЗ» в производстве, поставке и обслуживании азотных станций срок службы мембран зависит от качества воздуха. Основными проблемами в компрессорной технике являются: пыль, попадающая в компрессор, пары и капли масла, загрязняющие поверхность газораспределительных мембран. Дополнительной проблемой эксплуатации мембранных модулей в морских условиях становится загрязнение мембранного модуля аэрозолем морской соли. Поэтому, в процессе реализации комплексных проектов по импортзамещению ООО «ККЗ» в компрессорных станциях будут применяться инновационные мембранные модули собственного производства, которые смогут увеличить срок службы генераторов азота.
Срок службы иностранного мембранного модуля в реальных условиях составляет около двух лет непрерывной работы, или 10000 наработанных часов. Для сравнения, заявленный срок службы мембраны Prism – десять лет, и около 70000 наработанных часов.
В целом, на срок службы влияют 3 фактора:
а) засорение частицами и маслом
б) разрыв и укорачивание цепочек полимера из-за радиации и свободных радикалов таких как атомарный кислород и озон
в) из-за перепада давлений и включения/выключения полое волокно перетирается в местах соединения с компаундом.
Было проведено тестирование влияния загрязнения на срок службы мембраны. Оказалось, что пыль забивает поры и уменьшает газопроницаемость в целом, но не сильно влияет на селективность. Масло проникает внутрь полимера и меняет селективность, а также сильно снижает проницаемость, что ухудшает газоразделение. Также масло нарушает адгезию между подложкой и селективным слоем, что приводит к растрескиванию и отслоению селективного слоя. При растворении использованных мембран, в осадке можно увидеть загрязнения мембран, работавших c обычными фильтрами (рисунок 8).
Рисунок 8 – Результат переработки использованных мембран Air Products. Виден осадок
Исходя из опыта эксплуатации, перспективой для увеличения срока службы является использования мембранного модуля с фильтром на основе полимерных нановолокон с олеофильными свойствами. Для улавливания 99.5% капель масла размером более 60 нм средний размер поры должен быть не более 55 нм.
Фильтры выдерживают давление в нормальном режиме до 25 атмосфер, а в экстремальных режимах испытаний полых волокон – до 100 атмосфер и температуру до 90º C.
Нами предлагается метод промышленного производства нано-нитей, позволяющий получать нано-нити вплоть до среднего диаметра в 10-15 нм. Разработана установка по изготовлению композитных полимерных нано-нитей диаметром менее 100 нм с возможностью нанесения активного слоя. На рисунке 9 показаны нано-нити из полиамида-66 (нейлон), на котором достигнут минимальный диаметр 25 нм. Также показана возможность регулировать диаметр нано-волокон нейлона для изготовления композитов (рисунок 10).
Были проведены испытания фильтров при эксплуатации с мембранными модулями по методу ускоренного старения, после чего фильтры были вскрыты и были сделаны фотографии на электронном микроскопе. На рисунке 11 показано загрязнение фильтра при эксплуатации мембранного модуля. На рисунке 12 показано распределение частиц копоти, использованных в испытаниях
При использовании стандартных фильтров эти загрязнения оказались бы на поверхности полых волокон мембранного модуля. Что существенно влияет на срок службы [6].
Рисунок 9 – Сверхтонкие полимерные нано-нити полиамид-66 (нейлона). Диаметр нано-нитей доходит до 25 нанометров
Рисунок 10 – Нано-нити нейлона диаметром 150-400 нанометров
Рисунок 11 – Фильтр из нановолокон до и после загрязнения
Рисунок 12 – Распределение частиц копоти от керосина , используемого в испытаниях по ускоренному старению мембранных модулей
Одним из основных преимуществ наших мембран является то, что полученный азот обладает высокой сухостью, с низкой точкой россы, в отличии от импортных мембран, работающих в тех же условиях. Риск кристаллизации элементов смеси инертных газов снижается и снижается риск выхода магистрального (трубо-транспортного) оборудования из строя. Поэтому использование данных фильтров на нановолкнистых материалах увеличивает срок службы мембранных модулей с двух до восьми лет. [7-8]
Благодаря собственному конструкторскому бюро и оперативному внедрению запатентованных инновационных решений завод может разрабатывать и предлагать заказчикам самые прогрессивные модели азотных станций морского базирования. Всё оборудование производится по конструкторской и технологической документации собственной разработки.
Компания имеет значительный опыт в реализации различного рода инновационных проектов, что подтверждается более чем тремястами патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В частности, двадцатью патентами на азотные станции [9-28].
Азотные и компрессорные станции серии ТГА являются лауреатами конкурса «Сто лучших товаров России» – обладателями золотого знака, они также отмечены специальной наградой – Кубком победителя «За успехи в импортозамещении».
Азотные станции серии ТГА в морском исполнении применяются для освоения и ремонта газовых и нефтяных скважин, повышения нефтеотдачи пластов (коэффициента извлечения нефти), очистки и испытаний трубопроводов, обеспечения пожаробезопасности на морских платформах [29-30]. Обеспечивают надёжную и эффективную работу в самых разнообразных условиях. Это подтверждает многолетний опыт успешных поставок воздушных компрессоров и компрессорных станций производства ООО «ККЗ» на морские суда геофизических и геологоразведочных компаний, таких как ОАО «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция» (МАГЭ) и ОАО «Дальморнефтегеофизика»:
- в 2015 г. для АО «МАГЭ» компрессор 2ВМ2,5-5/221 (авиадоставка в г. Шанхай, с последующим монтажом в сухом доке внутрь судна). Производительность 5 нм3\мин, давление 220 бар, электропривод 90 кВт, масса 4 500 кг (рисунок 13).
Рисунок 13 – Компрессорная станция 2ВМ2,5-5/221
- 2017 г. для ОАО «Дальморнефтегеофизика» в 2017 г. была также поставлена компрессорная станция ТГА-9/141 (доставка в Южно-Сахалинск, с последующим монтажом на открытую палубу) на раме-скид. Производительность 9нм3\мин, давление 141 бар, дизельный привод, масса 5 700 кг (рисунок 14).
Рисунок 14 – Компрессорная станция ТГА-9/141
- в 2019 г. для АО «МАГЭ» компрессорная станция ТГА-10/220 (доставка в г. Мурманск, с последующим монтажом на открытую палубу) в блочно-модульном исполнении. Производительность 10 нм3\мин, давление 220 бар, дизельный привод, масса 11 000 кг, в комплекте система осушки воздуха до минус 20оС (рисунок 15).
Рисунок 15 – Компрессорная станция ТГА-10/220
- в 2021 г. для АО «МАГЭ» компрессор 4ВМ2,5-15/151 (доставка в г. Мурманск, с последующим монтажом внутрь судна через технологические переборки). Производительность 15 нм3\мин, давление 151 бар, электропривод 160 кВт, масса 7 500 кг (рисунок 16).
Рисунок 16 – Компрессорная станция 4ВМ2,5-15/151
Данный опыт также учитывается компанией ООО «ККЗ» в ходе новых разработок установок по производству азота с учетом специальных требований флота, а также сертифицирующих органов РМРС.
Разработка азотных станций для морского применения – это вопрос не только получения азота, но и соблюдения ряда требований, предъявляемых к судовому комплектующему оборудованию, в том числе Правила РМРС, конвенция SOLAS-74:
- Генераторы азота должны иметь свидетельство типового одобрения РМРС (форма 6.8.3) и соответствовать требованиям Международного кодекса по системам противопожарной безопасности к перевозке горючих жидкостей с температурой вспышки 60°С и ниже c учетом резолюции ИМО MSC.367(93).
- Тип установки получения азота не ограничивается правилами РМРС или иными нормативными документами.
- Используемые материалы должны соответствовать требованиям РМРС и обеспечивать защиту от коррозии.
- Массогабаритные характеристики установки получения азота должны соответствовать возможности их установки в машинных отделениях с учетом требований к их размещению согласно требованиям Правил РМРС.
- Для снижения риска срыва поставок в условиях санкционного давления судовых установок получения азота необходимо соблюсти требования по локализации, отраженной в Постановлении Правительства РФ от 17 июляг. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и иными нормативными документами [31-32].
Важно отметить, что проекты, выполняемые в рамках Постановления Правительства РФ № 1872 и субсидируемые Минпромторгом являются комплексными, что предполагает с одной стороны модернизацию существующего производства исполнителем проекта, с другой – реализацию производственной серийной продукции, в первую очередь, на отечественном рынке.
Краснодарский компрессорный завод успешно выполняет работы в рамках федерального проекта «Стимулирование спроса на отечественную продукцию судостроительной промышленности» государственной программы РФ «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
Новые разработки и модели на их основе позволят провести полное импортозамещение судовых установок по производству азота и исключить зависимость от импорта, получить современные характеристики и конструкции, исполнение всех моделей в транспортном габарите и со стабильной концентрацией азота на выходе из станции. Применение оппозитных поршневых компрессоров «ККЗ» с уникальной технологией уравновешивания позволит исключить вибрации, которые пагубно влияют на конструкцию морских судов и платформ. Оппозитная конструкция применяемых в ряде моделей компрессоров позволяет существенно снизить центр тяжести всей азотной установки, благодаря этому существенно улучшится остойчивость судов, применяющих азотные установки данной линейки. Специальный масляный картер, встроенный в раму компрессора, позволит исключить масляное голодание при раскачивании судна в процессе движения [33-34].
Мероприятия по НИОКР позволят обеспечить текущие и перспективные потребности российской экономики и промышленности.
Работа выполнена при поддержке грантов Минпромторга РФ.
Краснодарский компрессорный завод является гордостью России и продолжает достойно представлять свои интересы на международной арене. Работы завода отмечена множеством грамот и официальных благодарностей от заказчиков, как в СНГ, так и стран дальнего зарубежья.
Завод уверенно движется по пути обеспечения технологического суверенитета России.
Список литературы
1.Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в судостроительной отрасли Российской Федерации на период до 2024 г и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 1 марта 2019 г. N 580: Приказ Минпромторга России от 02.08.2021 N 2916. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс
2.Гненной, О. Об импортозамещении: «Производители оборудования пользуются моментом, принимают условия и хотят развиваться» // Корабел РУ. 2021. № 3 (53) С. 132–147.
3.Гненной О. Верфи еще не до конца понимают, как работать с 719-м постановлением» // Корабел РУ. 2023 г. №1 (59) С. 42–51
4.Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования: постановление Правительства Рос. Федерации от 20 окт. 2022 г. № 1872. – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
5.ООО «ККЗ» Отчет. Разработка установки по производству азота. «Замещение – Азотная станция». № НИОКР: ККЗ/12.22-Н. Соглашение от 20.12.2022 г. № 020-11-2022-1807
6.Полимерные нановолокна для фильтрации воздуха перед газоразделительными мембранами / И. В. Ворошилов, Д. С. Лопатин, О. А. Баранов [и др.] // Эффективное применение в проектах компрессорного, газоразделительного и энергосберегающего оборудования: Сборник трудов III-й научно-технической конференции, станица Динская, 07–08 октября 2021 года. – Краснодар: ООО "Контур", 2021. – С. 96-129. – EDN ILOSSP.
7.Патент 174060 U1 Российская Федерация, МПК B01D 53/00. Установка мембранного газоразделения: №2016139923: заявл. 10.10.2016: опубл. 28.09.2017/ Ворошилов И.В., Мальцев Г.И.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
8.Патент 147148 U1 Российская Федерация. Газоразделительное устройство: №2014120961/05: заявл. 23.05.2014: опубл. 27.10.2014/ Ворошилов И.В., Блохин К.А.; заявитель и патентообладатель Общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
9.Патент 114490 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Передвижная азотная компрессорная станция: № 2011143263/06: заявл. 26.10.2011: опубл. 27.03.2012/ Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
10.Патент 135268 U1 Российская Федерация. МПК B01D 53/00. Генератор азота: №2013122184/05: заявл. 14.05.2013: опубл. 10.12.2013/ Ворошилов И.В. Чумак А.П.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
11.Патент 139807 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Компрессорная станция азотная мобильная: №2013111405/06: заявл. 13.03.2013: опубл. 20.04.2014/ Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
12. Патент 138766 U1 Российская Федерация. МПК F04B 41/06. Передвижная азотно-воздушная компрессорная станция (варианты): №2013118882/06: заявл. 23.04.2013: опубл. 20.03.2014/ Ворошилов И.В., Юрьев А.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
13.Патент 2791690 C1 Российская Федерация, МПК F04B 53/10, F16K 27/00. Азотная компрессорная станция: №2022106760: заявл. 15.03.2022: опубл. 13.03.2023/ Ворошилов И.В., Мельник А.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Новая сервисная компания"
14.Патент 212011 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Передвижная азотная компрессорная станция: №2020133205: заявл. 08.10.2020: опубл. 01.07.2022/ Ворошилов И.В., Мельник А.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
15.Патент 202544 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Передвижная азотная компрессорная станция: № 2020139406: заявл. 01.12.2020: опубл. 24.02.2021/ Ворошилов И.В., Мельник А.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью Общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
16.Патент 202563 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Передвижная азотная компрессорная станция: № 2020139426: заявл. 01.12.2020: опубл. 25.02.2021/ Ворошилов И.В., Моренко В.С., Комиссаров С.Н.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью «Краснодарский Компрессорный завод»
17.Патент 2659264 C1 Российская Федерация, МПК B01D 53/00. Азотная компрессорная станция (варианты): № 2020133208: заявл. 07.06.2017: опубл. 29.06.2018/ Ворошилов И.В., Мальцев Г.И.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной "Тегас"
18.Патент 101323 Российская Федерация. Станция компрессорная азотная: №2020133208: заявл. 26.08.2015: опубл. 10.01.2017/ Ворошилов И.В., Кошаков А.Ю.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
19.Патент 2659264 C1 Российская Федерация, МПК B01D 53/00. Азотная компрессорная станция (варианты): №2020133208: заявл. 07.06.2017: опубл. 29.06.2018/ Ворошилов И.В., Мальцев Г.И.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
20.Патент 102768 Российская Федерация Передвижная станция компрессорная азотная: №2014503029: заявл. 05.08.2014: опубл. 27.03.2017/ Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
21.Патент 103071 Российская Федерация. Передвижная станция компрессорная азотная: №2014502998: заявл. 01.08.2014: опубл. 18.04.2017/ Ворошилов И.В.: заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
22.Патент 101323 Российская Федерация. Станция компрессорная азотная: №2020133208: заявл. 26.08.2015: опубл. 10.01.2017/ Кошаков А.Ю., Ворошилов И.В., заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
23.Патент 102768 Российская Федерация. Передвижная станция компрессорная азотная: №2020133208: заявл. 05.08.2014: опубл. 27.03.2017/ Ворошилов И.В., Мальцев Г.И.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
24.Патент 103071 Российская Федерация. Передвижная станция компрессорная азотная: №2014502998: заявл. 01.08.2014: опубл. 18.04.2017/ Ворошилов И.В., Мальцев Г.И.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной "Тегас"
25.Патент 161848 U1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Азотная компрессорная станция сда-50/25: №2015147943/06: заявл. 06.11.2015: опубл. 10.05.2016/ Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Тегас"
26.Патент 2539409 C1 Российская Федерация, МПК F04B 41/00. Азотная компрессорная станция: №2013129216/06: заявл. 25.06.2013: опубл. 20.01.2015/ Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
27.Патент 2549654 C2 Российская Федерация, МПК E21B 43/00, F04B 41/00. Азотная компрессорная станция для повышения нефтеотдачи пластов (варианты): №2012152183/03: заявл. 04.12.2012: опубл. 27.04.2015/ Мальцев Г.И., Ворошилов И.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
28.Патент 150914 U1 Российская Федерация, МПК F25J 3/00, F04B 41/00. Передвижной азотный компрессорный комплекс: №2014120954/06: заявл. 23.05.2014: опубл. 10.03.2015/ Ворошилов И.В., Юрьев А.В.; заявитель и патентообладатель общество с ограниченной ответственностью "Краснодарский Компрессорный завод"
29.Родиченко А.В., Шулекин П.Б., Мельник А.В. Азотные станции серии ТГА: безопасность шахт и азотное пожаротушение // нефть. газ. Новации. 2022. № 7. С. 49-51.
30.Ворошилов И.В., Мельник А.В., Шулекин П.Б. Компрессорная техника ККЗ для освоения месторождений нефти и газа на арктическом морском шельфе // Нефть. газ. Новации. 2021. № 10. С. 53-57.
31.О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" и иными нормативными документами: Постановлении Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 – Доступ из справочно-правовой системы Консультант Плюс.
32.Российский морской регистр судоходства: сайт. Санкт-Петербург, 2023. URL: https://rs-class.org/ (дата обращения: 20.06.2023 г)
33.Анализ рабочих процессов и оценка уровня механического КПД поршневых компрессоров с линейным приводом для систем газоснабжения и жизнеобеспечения объектов вооружения / И. В. Ворошилов, А.В. Казимиров А.В., Ю.И. Молодова [и др.] // Труды военно-космической академии имени А.Ф. Можайского. 2019. № 671. С. 259-279.
34.Ворошилов И.В., Владыкин Д.В. Применение азотных компрессорных станций промышленной группы «Тегас» в операциях по повышению нефтеотдачи пластов // Бурение и нефть. 2010. № 10. С. 58-59.
⇐ Назад